Что такое СНИЛС?
Ответ: СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. СНИЛС является уникальным и принадлежит индивидуальному лицевому счету только одному человеку. На этот счет заносятся все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах, а также страховой стаж в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчете пенсии.
2. Кому выдается страховое свидетельство?
Ответ: страховое свидетельство выдается всем категориям граждан, зарегистрированных в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, включая детей, неработающих граждан и военных.
3. Как получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования?
Ответ: Получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования можно самостоятельно либо через работодателя.
Для самостоятельного получения страхового свидетельства необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту вашей регистрации (жительства), предъявить паспорт (или любое другое удостоверение личности) и заполнить анкету застрахованного лица. Свидетельство оформляется в течение одной-двух недель.
Для регистрации детей в системе обязательного пенсионного страхования и получения страхового свидетельства родителям (законным представителям) необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность ребенка, и заполнить анкету (для регистрации детей в возрасте до 14 лет иметь при себе свидетельство о рождении ребенка и паспорт одного из родителей либо законного представителя).
Для работающих граждан наиболее распространенный способ получения страхового свидетельства – через своего работодателя. Если при поступлении на работу страхового свидетельства нет, работник должен заполнить анкету застрахованного лица. Затем анкета в течение двух недель с момента заключения трудового договора или договора подряда передается в органы Пенсионного фонда для регистрации работника в системе ОПС. Территориальное управление ПФР в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает индивидуальный лицевой счет и оформляет страховое свидетельство.
Страхователь, получив страховые свидетельства, выдает их работникам в течение недели.
Физическое лицо, уплачивающее за себя страховые взносы, получает страховое свидетельство непосредственно в территориальном управлении ПФР по месту своей регистрации.
4. На какой срок выдается страховое свидетельство?
Ответ: Страховое свидетельство выдается на пожизненный срок.
5. Какие документы нужны для получения страхового свидетельства?
Ответ:
Для лиц, не достигших 14 лет:
- свидетельство о рождении ребенка;
- документ, удостоверяющий личность родителя или его законного представителя.
Для несовершеннолетних лиц старше 14 лет:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность ребенка.
Взрослым:
- паспорт (или любое другое удостоверение личности).
6. Что делать при утрате страхового свидетельства?
Ответ: При утрате страхового свидетельства в течение месяца необходимо обратиться к страхователю с заявлением о восстановлении свидетельства. Неработающие застрахованные лица должны подать заявление о восстановлении страхового свидетельства в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства, который в течение месяца со дня обращения застрахованного лица на основании индивидуального лицевого счета выдает дубликат страхового свидетельства.
7. Какая информация содержится на страховом свидетельстве?
Ответ: Страховое свидетельство содержит::
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- пол
- дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
8. Что делать в случае изменения анкетных данных?
Ответ: При изменении у работников анкетных данных (например, фамилии) страхователь в течение двух недель обязан подать новые сведения в Пенсионный фонд в виде заявления об обмене страхового свидетельства. Территориальный орган ПФР отражает все изменения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и выдает последнему новое страховое свидетельство с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.
Неработающие застрахованные лица должны подать заявление в орган Пенсионного фонда по месту жительства.
9. Кому доступны сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете?
Ответ: Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения относятся к категории конфиденциальной информации и используются только для целей пенсионного обеспечения и обязательного медицинского страхования.
10. Нужно ли отдавать страховое свидетельство работодателю на хранение?
Ответ: Нет, не нужно. Храниться страховое свидетельство должно непосредственно у гражданина, работодатель только снимает себе копию и переписывает страховой номер.
11. Зачем оформлять СНИЛС ребенку?
Ответ: Страховое свидетельство - единственным идентификатор персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатор универсальных социальных карт. С помощью карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.
12. Для чего оформлять страховое свидетельство военнослужащим?
Ответ: Если военнослужащие наряду со службой или после ее завершения дополнительно занимаются оплачиваемой деятельностью (например, педагогической, научной или творческой), то с вознаграждения уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, а также период работы после окончания военной службы учитываются на индивидуальном лицевом счете. и По достижении общеустановленного возраста выхода на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) будут определять право на страховую часть трудовой пенсии.
13. Обязательно ли иметь СНИЛС для участия в программе государственного софинансирования?
Ответ: Да. Для вступления в программу государственного софинансирования пенсионных накоплений гражданин прежде всего должен быть зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования по изложенной выше процедуре.
14. Что такое ЭУК? Будет ли СНИЛС как-то связан с ней?
Ответ: ЭУК - электронная универсальная карта (ЭУК). Проект планируется запустить с 2012 года. С помощью карты можно будет получить доступ ко многим услугам, включая услугу в системе обязательного медицинского и пенсионного страхования, банковские услуги, проезд на транспорте. Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе индивидуального (персонифицированного) учета, который ведет Пенсионный фонд, признан единым идентификатором по ЭУК.